Вопрос, в котором нужно разобраться 

Как работают в «озвучке».

Доброго времени суток, многоуважаемые читатели. Сегодня я бы хотел затронуть тему, которая, я надеюсь, будет интересна хотя бы кому-нибудь. А именно озвучивание аниме.

Разберу я всё это с помощью проекта Anilibria.TV

Стоит сказать, что проект Анилибрия, который был основан 28 апреля 2012 года, несмотря на свой возраст (Тут стоить сделать пометку, что тот же самый Anidub работает с 2007 года) является одним из популярнейших фандабов в русскоязычном сегменте. Не стану врать, я и сам предпочитаю их озвучку, несмотря на то, что серии могут иногда и задерживаться. Ибо что стоит подождать несколько дней для прослушивания любимых голосов.

Так вот, я подумал, что просто задавать вопросы наподобие «Ой, а какое у Вас любимое аниме?» или «Вы кого больше любите, кошек или собак?», которые можно задать совершенно любому из членов команды, я решил отобрать самых-самых главных из проекта (А именно главу технической команды, главу войсеров (глава команды озвучания) и админа всего проекта) и задал им несколько, пускай и одинаковых для каждого, вопросов, каждый из которых, за исключением последнего вопроса для админа проекта, простите, но там я, всё же, обязан был задать этот вопрос, он явно хоть кого-нибудь да волновал, касался непосредственно внутреннего устройства команды.

Первым в мои лапы попался глава технарей — Антон Blaze Детков.

С ним мне удалось пообщаться, пускай и немного, но, зато, весьма информативно.

— Первый вопрос коснётся непосредственно вашей работы. Вы являетесь руководителем технарей. Расскажите мне про тонкости Вашей работы, в чём она заключается с чем обычно возникают проблемы, можете, если не сложно, рассказать про свою команду немного?

— Начнём с того, что сама работа заключается в подгонке русских реплик под реплики японской или любой другой речи (так называемый тайминг), воссоздание, похожих на оригинал, эффектов, а так же само сведение звукат.е. сделать так, чтобы все реплики были слышны и хорошо вписывались в изначальное звучание. Из тонкостей можно отметить то, что у каждого войсера свой микрофон и привести всех к единому звучанию не всегда просто. Почти все проблемы исчезают с накоплением опыта. Ну и немного про команду. Я бы назвал нашу команду самой “ламповой”. Мы периодически во что-то играем, что-то обсуждаем, разговариваем и.т.п., можно сказать, что присутствует некая атмосфера веселья… да, наверное так.

— Хорошо, спасибо. А как Вы попали в команду, и могли ли Вы себя представить раньше, если не на подобной должности, то хотя бы в этой сфере?

— Я бы сказал, что присоединился случайно. Если вкратце, то когда-то я зависал на стримах у бывшего руководителя технарей и таким образом с ним и познакомился. Потом увидел в группе Анилибрии о сходке и подумал – “Сходка анимешков? Хмм. Надо бы сходить “. Это было абсолютно спонтанное решение. Ну в итоге на сходке познакомился с Кирей, тогда ещё руководителем технарей. И в какой-то момент он предложил попробовать присоединиться к проекту, если есть желание. Буквально через 5-10 дней после сходки в группе появился пост о том, что проекту нужны технари. “Чем чёрт не шутит” – сказал я себе и написал заявку. Спустя пару часов заявку одобряют и я оказываюсь в команде. Тогда было все довольно печально и технарей не хватало. Многие войсеры тогда самотаймились, а писаться в тайминг умели не многие. В итоге меня обучили экспресс методом и бросили в бой, поскольку тогда у меня было адски много времени и желания. Релизов, в те времена, брал много, можно сказать, слишком много для технаря. Ну и за счет того что я делал кучу работы, опыт очень стремительно рос, и спустя 3 месяца добрался до 3-й лиги из 6-й, что в те времена считалось практически нереальным. За следующий год я сильно “скорешился” со 2-ым руководителем технарей, но по определённым причинам он решил покинуть команду и передал мне руководство. Можно сказать, что получил я должность по блату , хотя я предлагал старичкам взять борозды правления на себя. Ну после того как стал руководителем , меня подняли до 2-й лиги и спустя 4 месяца до 1-й. А поскольку я оказался в руководстве, то пришлось очень быстро набираться опыта управления командой и подтягивать свои технические и теоретические познания, поскольку руководитель не должен быть хуже своих коллег , которые ниже по лиге.

— Хорошо. Осталось два простеньких вопроса. Во-первых, нужны ли сейчас проекту ещё технари, и какие критерии отбора, например, если кто-то из прочитавших статью захочет стать частью Вашей команды?

— На данный момент нам люди не требуются. Состав сейчас полностью укомплектован. Критерии отбора вывешены на сайте.

— Спасибо, тогда, задам такой вопрос : является ли то, чем вы заняты действительно интересным для вас, и планируете Вы ещё и дальше в будущем продолжать заниматься этим?

 Да. Планирую продолжать. Для меня интересна работа со звуком и общение внутри команды.

Что мы поняли из этого интервью? Ну, попасть в команду можно было гораздо проще, чем сейчас, но добиться внутри чего-то было куда сложнее. А ещё услышали про какие-то лиги. Что это? Не знаете? Ну ничего, о них вы узнаете позже.

Вторым на очереди у нас Александр Sharon Игнатенко — глава войсеров

О чём это прекрасный молодой человек поведал нам, мы с вами сейчас и узнаем.

— Спасибо, что согласились ответить на несколько вопросов. Первый из них будет касаться Вашей работы. Расскажите про неё и свою команду, пожалуйста.

— Как глава войсеров, я выполняю несколько обязанностей. Во-первых, это, конечно же, еженедельные отчёты команды по релизам. Раз в неделю мы обязательно собираемся всей командой войсеров (У технарей и сабберов свои собрания также раз в неделю), где мы подводим итоги и завершаем неделю. Во-вторых, моя задача следить, чтобы релизы делались не дольше 7 дней и мотивировать при необходимости. Атмосфера в последнее время стала серьёзнее, ведь появился мощный конкурент, который просто не прощаетнам задержки. Главная сложность для меня в последнее время в том, чтобы балансировать в мягкости и жесткости. Ведь где-то нужно сказать твёрдо, а где-то не стоит. А в остальном, я очень люблю нашу команду, и я искренне радуюсь, когда мы собираемся в воскресенье на созвон и всё проходит хорошо, с позитивным настроением. В данный момент в команде 26 войсеров основного состава (3 из них на данный момент в отпуске), и ещё 3 стажераиз академии, которые скоро, я надеюсь, присоединяться к основному составу. Со всеми приятно работать и иной раз просто пообщаться о том, о сём, если есть настроение

— Хорошо. А Вы упомянули “мощного конкурента”. Не расскажете, кто это, и в чём его главная опасность?

 Лицензионные сервисы, которые в начале 2018 пришли в Россию. Они имеют возможность выпускать серии уже через час после показа в Япониив дубляже, который в последнее время улучшается и, наверное, будет продолжать улучшаться. Поскольку мы выпускаем какие-то сериалы за 1-2 дня, а какие-то за 5-7 дней, а люди не очень любят ждать, мы, понятное дело, лишаемся каких-то зрителей, в этом и вся опасность. Нам нужно держать стабильность в такое время

— Спасибо за честность. Следующий вопрос : как вы попали в команду и то ли это, в чём вы раньше себя видели?

— Попал в команду как и все люди, по заявке. Правда мне на это потребовался год, я упорно трижды стучался в двери и мне наконец-то открыли. По поводу должности, я даже не задумывался, юношеский максимализм, хотелось творить, была жажда деятельности, и я её всячески искал, и как-то так получилось, что теперь я занимаюсь тем, чем занимаюсь. В озвучку попал, как бы это банально не звучало, случайно

— Хорошо! Идём дальше. Нужны ли сейчас вам в команду войсеров люди? Какие критерии отбора и какие навыки нужны, если кто-нибудь захочет стать частью команды?

— Мы никогда не закрываем набор в команду войсеров, потому что опытные люди нам всегда нужны. Сейчас принцип отбора, как на большинстве работ, нет опыта – скорее всего, не пройдёшь. Команда становится всё больше, уровень тоже постепенно растёт, и мы уже не можем продолжать брать всех, проходят только самые достойные. В цифрах навыки озвучивания я не привык измерять, ведь обучаемость и мотивация у всех разная, предела совершенству нет, но лично мне понадобилось полтора года, чтобы начать чего-то добиваться, кому-то может понадобиться больше, кому-то меньше. Я, прямо говоря, много времени уделял как себе, так и тому, что происходит вокруг меня, чтобы просто понять, как мы говорим, да и до сих пор продолжаю это познавать

— Ясно. Тогда такой вопрос, который, наверное, интересовал многих. Как отбираются войсеры на сериалы?

— Каждый раз перед новым аниме-сезоном у нас проходит особая конференция, все её ждут с нетерпением. Она называется – конфа по распределению. На ней мы выбираем те сериалы, которые будем озвучивать. Поочерёдно, по лиговой системе, начиная с 0 лиги, заканчивая 4, каждый выбирает лишь 1 сериал, когда круг заканчивается, начинается новый и так, до тех пор, пока не пройдёт 7 кругов (у нас ограничение в 7 релизов у каждого)

 Ха, мог бы пошутить про семь кругов Ада, ну да ладно. Финальный вопрос:

То, чем вы заняты действительно интересно для вас, и хотите ли Вы ещё и дальше в будущем продолжать заниматься этим?

 Планирую и даже в какой-то степени мечтаю, потому что сколько времени не занимаюсь, а удовольствия до сих пор море, когда ты можешь оживлять персонажа своим голосом в русской адаптации. Надеюсь, в будущем, смогу заниматься этим на студии, прикоснуться к этой неизведанной для меня сфере двумя руками

А что нам поведал глава войсеров? Много чего, на самом деле. И про мощного конкурента поведал, и лиги снова упомянул. Ну и вообще сам по себе он очень приятный и жизнерадостный человек.

Последний человек в нашей статье сегодня это самый крутой и самый главный из всех — Александр Lupin Парфёнов, администратор проекта.

С ним я общался больше всех. Крайне приятный и общительный человек. 11/10.

— Первый вопрос будет посвящён вашей работе. Чем вы занимаетесь, какие бывают проблемы, какая у вас команда, какие между вами взаимоотношения?

 Я являюсь главой проекта АниЛибрия не с самого старта проекта. У меня была возможность посмотреть со стороны на роль лидера команды проекта по озвучиванию и продумать свои методы работы. Многие вещи, конечно, додумывались уже по мере возникновения проблем.

В чём заключается моя роль, как главы проекта? Я решаю, каким курсом проект будет двигаться дальше. Решаю вопросы по сайту и серверу, постоянно придумываю разные новые штуки и поручаю их реализацию тем, кто умеет. Раньше также занимался и руководством непосредственно командой войсеров (дабберов), но с апреля 2018 назначил на это место Шарона и он отлично справляется с этой ролью. (проводит еженедельные конференции войсеров, отчёт по релизам, решает проблемы с задержками серий и так далее).

В нашей команде “три кита”, на которых стоит проект : “Команда войсеров” (актёры озвучания), “Команда сабберов” (переводчики, редакторы, оформители), “Команда технарей” (звукорежиссёры). У всех этих команд – свои руководители, но если происходит нечто из ряда вон выходящее, руководители обращаются к совету (в котором также состоят). Совет в данный момент состоит из 7 человек, включая меня:

Lupin – глава проекта, войсер

Silv – войсер

Itashi  руководитель PR-команды, войсер

Dejz – руководитель академии войсеров, войсер

Blaze – руководитель технарей, технарь

Sharon – руководитель команды войсеров

Timo – руководитель команды сабберов

Проблемы возникают самого разного характера: бывают ссоры между членами команды, бывают задержки релизов, бывают какие-то недопонимания. Однако до меня доходят только самые серьёзные, остальное решается внутри “подкоманд”.

Взаимоотношения в коллективе – рабочие, плавно переходящие в дружеские. То есть, когда дело касается рабочего процесса, если, не дай бог, какие-то проблемы, мы умеем закрывать глаза на личные отношения и общаться строго по делу. Но, когда всё отлично и спокойно – то ребята любят пошутить и общаться в свободной форме. Некоторые члены команды между собой постоянно играют в компьютерные игры или общаются ещё по каким-то тусовочкам, но в это я вообще свой нос не сую. У меня тоже из команды есть определённые люди, с кем я порой не прочь посидеть в баре в пятницу вечером. 🙂

— Хорошо. Спасибо. Тогда второй вопрос. Глава войсеров, Sharon, с коем я тоже проводил интервью, заявил, что сейчас появилась проблема в лице мощнейшего конкурента – лицензионщиков? Правда ли всё так страшно, и почему?

— Ну, тут всё неоднозначно. В первую очередь лицензионщики давят на нас морально – что мы плохие пираты, ворующие у японцев и мешающие развитию аниме-индустрии. При этом сотрудничества адекватного, которое было бы взаимовыгодно, а не как предложенное — выгодное только их стороне, они не предлагают. Таким образом они нас ставят в позицию “плохишей”, с чем мы резко не согласны. Мы просто хотим дальше заниматься любимым делом и готовы были бы делить прибыль с рекламы с правообладателем(то есть быть выгодными для них), но “полностью идти под них”, теряя аудиторию и сайт мы не готовы.

Во вторую очередь проблема от них в том, что их озвучку пиратят. Так как студии, которая работает на них, материал предоставляется заранее, они выпускают серии одновременно с выходом в Японии. И это не было бы особо проблемой, т.к. люди массово платить всё равно не будут, но тут уже вступают в игру пираты, которые берут на сайт эту озвучку. Которая, между тем, сделана в формате многоголосого дубляжа, вполне себе неплохогокачества. И это всё люди получают БЕСПЛАТНО и почти одновременно с Японским релизом. Нам же нужно в ускоренном темпе работать над материалом, который появляется уже в момент выхода этого дубляжа. В итоге у нас серии появляются на день-два позже. При этом, конечно, многие всё равно смотрят нашу озвучку. В-целом, таких сериалов не очень много, так что всё не так уж страшно. Продолжаем работать для зрителя — и зритель нам благодарен.

— Хорошо. Спасибо. Спрошу тогда, какие критерии и какие навыки должны быть у человека, если он захочет стать частью вашей команды?

— Ну, если говорить о личностных критериях, то это, конечно, умение работать в команде, также важно наличие свободного времени и возможность держать связь через телеграм на постоянной основе.

Что касается профессиональных навыков, то тут зависит от команды, в которую человек идёт – у сабберов, технарей и войсеров разные специфики. Провойсеров могу сказать так — мы оцениваем в первую очередь результат. То есть, в академию мы берём тех, кто нормально бы звучал с другими членами команды. Чтобы человек не звучал сильно хуже, чем члены нашей команды. А аспектов очень много – и дикция, и актёрское мастерство, и нормальное оборудование (качественно записанный звук).

 Так же, в процессе интервью с Шароном, мне удалось узнать про лиги, коих основных всего 4. Как они устроены, как классифицированны люди в них?

— Что такое лиговая система? Это простейшая иерархия, взятая мной на основе опыта руководства кланом (гильдией) в мморпг. Если вы откроете наш список команды, https://www.anilibria.tv/team.php , то увидите, что в иерархии 7 пунктов. 0 лига = глава проекта, 1 лига = совет, 2 лига = высшая, 3 лига = мастера, 4 лига = основа, 5 лига = запас, 6 лига = академия. Академия – это стажировка, члены академии формально не являются членами команды. Они делают 12 серий в рамках проекта и показывают себя как работники и члены коллектива. Далее команда голосует, принимать их или нет. Если большинство против – то член академии делает ещё 12 серий в рамках академии. И так – до победного. 5 лига = лига запаса. Туда отправляются те, кто не могут по каким-то причинам сейчас уделять время проекту: делать озвучку/сабы/тайминг (в зависимости от “подкоманды”) и появляться на конференциях. Таким образом, в “основе команды”, остаются следующие 5 пунктов. 4 лига = “основа”. Это просто члены команды. 3 лига = “мастера”, сюда попадают те, кто показывают хорошие результаты в своей области, а также стабильную работу и желание поднимать проект. 2 лига = “высшая”, чаще всего это те, кто взялся курировать какое-то направление или “подкоманду”. Из 3 лиги попасть сразу в 1 – невозможно, так что любой, кто становился руководителем “подкоманды” проходил сначала через 2. Также во 2 лиге бывают просто очень эффективные работники, постоянно, так или иначе, вносящие очень значимый вклад в общее дело. 1 лига = “совет”, фактически руководство проекта, большинство сложных и спорных вопросов я решаю с советом. Это руководители подкоманд и люди, максимально ко мне приближенные, для которых благополучие проекта важнее личных амбиций и конфликтов. Ну а я – “0 лига”, “глава проекта”.

Чем отличаются права/обязанности? Ну, если говорить про 6 лигу (академию), то там всё отдельно, т.к. это не совсем часть команды(стажировка). Что касается с 4 по 1 лиг, здесь есть разные нюансы. К примеру, на “распределении релизов” первыми в круге получаются те, кто “выше” по лиговой системе. [“Распределение релизов” происходит на конференции, каждый забивает по одному релизу, потом круг проходит – по второму и так далее. В итоге вся команда, чаще всего, получает возможность взять по одному топовому релизу] Далее, если возникает спорный момент, например, какой-нибудь “неонгоинг”, на который претендуют сразу два женских голоса, а нужен один, а при этом оба голоса по загруженности равны  приоритет отдаётся тому, кто выше по лиговой системе. Вообще лиговая система – это иерархия и тот, кто по иерархии выше – имеет больше прав в спорных ситуациях. Однако, за косяки и глупости — больше наказываются те, кто в иерархии выше, т.к. “уже не новенькие”, должны понимать, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”.

На самом деле, лиговая система – она больше формальная, начиная с 4 лиги все общаются в одной конфе и так далее. Просто, если не сделать чёткую иерархию – то в любой команде, сама собой – возникает “дедовщина”, когда те, кто в команде раньше или те, кто работает эффективнее, начинают требовать к себе особого отношения. Когда это обосновано системой иерархии — “дедовщина” не возникает, т.к. это всё, так сказать, “по уставу”. На самом деле, основываясь на своём опыте участника “Анимедии” и “до-люпинской” “АниЛибрии”, я уверен, что большого количества плохих ситуаций удалось избежать, благодаря этой системе иерархии в команде.

— Спасибо, тогда, потихоньку буду заканчивать. Задам напоследок простенький вопрос, не касающийся конкретно работы. Лучшие три аниме уходящего осеннего сезона и лучшее полнометражное аниме по Вашему мнению?

— Я пока смотрел только свои анимешки (которые сам озвучиваю), так что по сезону пока ничего сказать не могу. Гуль 3 мне нравится. И САО – Алисизация, хотя я всего 2 серии видел целиком, судя по всему – топчик. Хвост Феи – как всегда прекрасен.

Полнометражное аниме – если из всех, то на данный момент это будетТВОЁ ИМЯ. А если из сезона — то я ничего не видел, т.к. в РФ полнометражки чаще всего добираются через полгода после выхода в Японии.

На этом эта статья подходит к концу. Надеюсь, вы узнали что-то новое и не состарились к этому моменту. Я больше не буду такие длинные статьи писать, ради вас, честное-честное слово.

До скорых встреч!

Related posts

Leave a Comment