Вопрос, в котором нужно разобраться Куда без родителей 

Журналист: казнить нельзя помиловать

Согласно опросу, проведённому мной, люди разных возрастов, описывая “современного журналиста”, делятся на два лагеря:

“Принципиальный, независимый от систем, неподкупный, образованный патриот и слуга народа (63,6%);

“Беспринципный, продажный, тщеславный, хамоватый тип, везде сующий длинный нос (36,4%).

Попытаемся выяснить, что стоит за этими ответами: просто несовпадающие мнения отдельных людей или симптомы, которые мы с вами не должны запустить?

Раздвоение личности

Симптомы “расколотого имиджа” можно увидеть и в том, как распределились ответы на два очень близких вопроса: об уважении к журналисту и о престижности его профессии.

В массовом сознании доминирует представление о том, что работать журналистом в России престижно, – это мнение разделяют 69,2% опрошенных.

 

Между тем лишь 30,8% полагает, что журналисты сегодня пользуются уважением в обществе.

С моей точки зрения, имидж современного журналиста стоит на трёх китах. Во-первых, это направление его работы, во-вторых – масштаб СМИ, в котором он работает, а в-третьих – уровень самого журналиста.

В машину времени за сенсацией

Пишущий журналист всегда (даже при наличии фотографий или портретов) останется безликим создателем истории. По порядку: начиная от смешного. В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» журналист приравнивается к летописцу. В каждой шутке есть доля правды!

Далее. Переходим к 18–19 векам. Хотя бы в России. В центре внимания был журнал Сумарокова – один из первых журналов для дворянской аудитории. Он “хвалил” не царствующую императрицу Елизавету, а её невестку Екатерину, ставшую впоследствии (о, как!) Екатериной II. Собственно, за молчаливую оппозицию журнал был закрыт.

Советское время. Журналист – и борец за правду, и подчинённый КПСС. Самый странный период журналистики.

Однако все эти периоды объединяет одно – обезличенность печатных СМИ.

Немного по-другому ситуация сложилась с теле- и радиожурналистами. Во-первых, в этом случае журналист обретает голос, а это неплохой способ “докричаться” до аудитории. Публика получает возможность вслушиваться (чего стоит один только голос Левитана!), а в случае с телевидением – разглядывать.

Как правильно: “летопИсец” или “летописЕц”?

В 21-м веке мало что изменилось. Разве что к пишущей братии примкнули Интернет-издания и блоггеры (в единичных случаях – ярко выраженное «эго», например, Навальный).

Другое дело – теле- и радиоэфир. Здесь можно говорить о том, что упоминалось в начале, то есть – разделении фронтов. Имидж журналиста формируется в зависимости от направления его работы. На телевидении есть люди-образы, харизматичные люди, рассчитанные на определённых граждан. В отличие от пишущих журналистов, теле- и радиоведущие ориентированы на потребности аудитории. Потребностей этих, кстати, несколько.

1. Потребность ориентироваться.

Потребность эта очень древняя. СМИ поставляют ориентиры, чтобы человек понял чоделать в определенной ситуации: сюда можно приписать важнейшую функцию журналистикиинформативную. На этом играют любые СМИ, но выигрывают телеканалы и радиостанции.

2. Потребность престижа.

СМИ удовлетворяют стремление человека быть причастным к какому-то престижному сообществу, к какой-то “золотой” группе. Приятно, когда ты считаешь себя знатоком. Ещё приятнее – когда таковым тебя считают другие. Довольно яркая персона в этой области – Савик Шустер. Самый популярный запрос про него в Яндексе: “савик шустер где он сейчас”.

3. Утилитарная потребность.

Что происходит? Где происходит? Что и где можно купить? Какими услугами воспользоваться? Здесь вариантов много – от прессы до телемагазинов. Однако эта отрасль не так интересна, как следующая.

4. Рекреативная потребность, мотив “убивания” времени.

Люди обращаются к СМИ, чтобы потратить время: смотрят телевизор между делом, читают газеты на бегу. Они заполняют свободное пространство в жизни. Нет смысла много говорить на эту тему. Достаточно вспомнить Андрея Малахова и Ксению Собчак. Это (при повальном неуважении к ним) – «динозавры шоу-эфира». Люди, о которых хочется говорить даже сквозь зубы!

5. Познавательная потребность.

Телеканалы BBC и Discovery – ярчайшие тому примеры. Сдаешь биологию или химию? Золотой пульт в студию!

6. Потребность контакта, желание общаться.

Масс-медиа предоставляет суррогатный вариант общения. В большей степени это касается радиоэфиров. Хотя можно вступить в спор и с телевизором.

Журналист – с буквы Ж

В современном обществе создалась иллюзия, что работать журналистом просто. Это связано с обилием светских журналистов (Сергей Минаев, повесть «The тёлки») – знай себе броди по тусовкам да ресторанам, рекомендуй в своё удовольствие. С другой стороны, есть множество других информационных полей – политика, экономика, да и просто жизнь общества.

Ещё одна иллюзия – большое количество журналистов. Мне кажется, это ошибка. Как правило, до  высокого уровня дорастают немногие из студентов, а до харизматичных монстров СМИ – единицы. Вполне логично, ведь небольшие города – это стартовая площадка, а к большим городам лже-журналисты отсеиваются сами собой. Однако есть и масса отличных журналистов, что называется, «на местах». Мне знаком не один десяток людей, успешно пишущих на своей окраине.

Неважно где, неважно как, вступай в круг доблестных писак!

Современный журналист (с пером и блокнотом, диктофоном или «лейкой») в первую очередь не должен быть продажен. Честность и объективность стоят первыми в списке журналистских заповедей. А что касается публики, до даже при условии, что всё куплено, ей всегда будет интереснее знать правду.

Добро пожаловать в наш мир!

Related posts

Leave a Comment