Куда без родителей Способности, которые нужно развить 

По стопам Стивена Кинга: как писать ужасы

Чтобы литературное произведение запомнилось, оно должно пробудить в читателе какие-то чувства, найти в нём отклик. Если вы решили написать ужасы, то помните: они должны вызывать страх у любителей пощекотать себе нервишки. Получив то, за чем пришёл, он останется доволен и придёт снова. Ваша задача сделать своё произведение не просто страшным, но ещё и запоминающимся. Пусть дрожат, оборачиваются за спину и боятся уснуть. Попробуем узнать, что же для этого нужно сделать.

Чего же боятся люди?

Самое, пожалуй, важное, что я хочу донести: играйте на людских страхах. Эти маленькие дрожащие твари с давних пор привыкли чего-то бояться. Чего мог бояться пещерный человек? Темноты, высоты, диких зверей, грома и молний, сильного соплеменника. Ушли сейчас эти страхи? Ничуть. Но зато теперь имеется множество всяких «-фобий». Клоуны, самолёты, бактерии, мобильные телефоны — всё, что когда-то было придумано или открыто, кого-нибудь да напугает. Есть даже фобофобия — боязнь боязней. Простор для деятельности и один очень важный факт: страхи естественны.


Конечно, всех ворон одним чучелом не напугать. Наверняка где-то в мире найдётся человек, который, увидев чёрного рогатого монстра в своём шкафу, подумает: «Ой-ой, пойду поем».

Попробуйте начать с себя. Автору не страшно, читатель тем более не испугается. Думаю, среди вас сыщется немало смельчаков, но основной список примерно одинаковый: темнота, высота, огонь, вода, дикие звери, острые предметы. Практически все естественные страхи можно свести к боли и смерти. Это инстинкт самосохранения говорит нам: «Не суйся туда – можно утонуть, обжечься, упасть; укусят; там зараза».

Боюсь того, не знаю чего

Но не всегда страх носит конкретное обличье. Больше всего пугает неизвестность. Человек боится темноты, потому что неизвестно, что в ней скрыто. Древние греки придумали Зевса, чтобы объяснить гром и больше его не бояться. Мы знаем, что гром — это звуковые волны колеблющегося воздуха. Конечно, не всем эти знания помогают, но если держать их в голове, то можно понять, что бояться нечего. Поэтому читателя нужно пугать чем-то необъяснимым. Пусть он не понимает, ищет разгадку, её отсутствие напугает ещё сильнее. Что бы ни существовало на самом деле, воображение подкинет что-то куда более ужасное. 

Только не стоит увлекаться. Напишете «На него напало нечто непонятное» – и читатель плюнет в монитор. Используйте знакомые образы хотя бы частично. Будет просто шикарно, если извратить что-то изначально не страшное, да так, что поджилки затрясутся. Помните клоуна из «Оно»? 

Много существует уже привычных образов, которые всё равно можно по-новому подать. Помните, чем обычно пугают? Зеркала. Через них приходят духи (всем известная Кровавая Мэри), в них можно провалиться и застрять навсегда. Закрытое пространство. Клаустрофобия нередка, и вы можете рискнуть пробудить её ещё в ком-то.

В конце концов, читатель сам пришёл к вам за мучениями героев, так что его собственное желание заставит задуматься: «Если я слежу за кем-то, то кто же следит за мной?».

Страх из воздуха

Очень важную роль в хорроре играет атмосфера. Если уметь её создать, то даже полянка с цветочками рискует покрыться кирпичами. Хотя, конечно, место действия играет определяющую роль. Если не знаете, чем ещё напугать, поместите читателя в заведомо жуткую обстановку. Большего эффекта можно добиться, если сделать страшным изначально обычное место, где бывал каждый. Очень много псевдозагадочных мест, популярных в современной литературе и кинематографе. Например, пирамиды, северный полюс, пустующие города.

Другой ход — выбить у читателя почву из-под ног, загнав в нерастиражированное место. Например, радио- или телестудия, строительный вагончик, шахта полезных ископаемых, дисковод (а почему нет?). Читатель будет дезориентирован и поверит тому, что вы наплетёте.

В каждом описании важны подробности. Что-то яркое, цепляющее. В случае ужасов — пугающее. Недостаточно просто дать увидеть. Дайте читателю услышатьунюхатьпочувствовать. Сочно, со вкусом описывайте, что представляете. Капающая горячая и вонючая слюна монстра, гулкий рёв пламени и бьющий в лицо жар, колкий лёд, хрустящий на щеках, заставляющий передёрнуться скрип когтей по стеклу, привкус металла на языке. Чем мощнее образ, тем сильнее впечатление. Давите на все мозоли, выворачивайте наружу все мерзости. Если от описания захотелось завернуться в одеяло или помыть руки — это хорошее описание (не путать с желанием выколоть глаза).

Бу-эффект или та-дам-дам!!!

Рассказ может быть и статичным (это будет зарисовка), но чаще всё-таки происходит какое-то действие. И нужно выстроить его правильно, чтобы читатель не заскучал. Существует ряд способов, которые можно комбинировать.

Первый, это нагнетание. Страшно, ещё страшнее, жутко, кошмарно, МАМА РОДНАЯ! Играйте на нервах, держите читателя в напряжении. Пусть новый ужас следует за предыдущим, не давайте никому расслабиться. Промежуток должен быть, он сделает чтение волнительным.

Второй — погоня. Здесь подсказчиком выступают кошмары. Как часто люди видят во сне, что за ними кто-то гонится? Они могут даже не знать кто, но очень, очень бояться. Погоня изматывает, ноги отказываются двигаться, неожиданно появляется тупик или обрыв, а сзади уже наступают, слышен топот, враги дышат в спину…

Третий способ повлиять на читателя — ввергнуть его в шок. Выдайте что-то такое, на что нельзя среагировать привычно, что мозг откажется принять. Помните старушку-соседку? Представьте, что вы встретили её на лестничной клетке с ведёрком отрубленных голов. Шок может быть вызван чем-то странным, разрывом шаблона. Пушистый котёнок? А если их сотни и они рвут на куски живого человека? При этом, разумеется, мило и довольно урчат. неожиданностей, но без фанатизма, иначе это превратится в фантасмагорию и перестанет удивлять.

Убить или не убить – вот в чем вопрос!

К лишению жертв жизни нужно подходить с умом. Решите, какой эффект вы хотите произвести на читателя: дать надежду или отнять. Если первое, то убейте дурака. Да, ту самую девушку, что спускается в крайне подозрительный подвал и спрашивает: «Дорогой, это ты?».

Настало время отнять всякую надежду. Для этого нужно убить сильного, умного, изворотливого персонажа. Показать, что смерть придёт ко всем, от неё не спрятаться, не скрыться. Именно неизбежность и неотвратимость гибели пугает человека до чёртиков.

Но можно обойтись вообще без жертв. В роли чучела неизвестности выступает исчезновение. Это «и жили они долго и счастливо» наоборот. Потому что читатель не знает: жили, померли, всё самое страшное он придумает сам. 

Конец..?

Крайне важно поставить жирную точку или таинственное многоточие. Выбор за вами. Хотите быть добренькими — победите зло (на случай сиквела можно оставить надёжно спрятанную личинку). Хотите быть злюкой — убейте всех. Золотая середина — оставьте в живых героя, но выпустите зло в мир.

Всегда в первую очередь обращайтесь за вопросами к себе: в каком месте моей истории мне страшно, а в каком — скучно? Какие страшилки меня больше всего впечатляли в детском лагере? Какие фильмы ужасов я до сих пор не могу забыть? Какой писатель хорроров нравится мне больше всего? Пишите то, что пугает прежде всего вас, а единофобники найдутся.

Играйте на людских страхах, спихните читателей в первобытный ужас, не дайте им себя забыть, заставьте вернуться.

Ну, и напоследок…

БУ!

Автор: tanat_fantasy
Работа: https://ficbook.net/readfic/3504255

Related posts

Leave a Comment